Экономист предлагает отказаться от таргетирования инфляции, ввести торговые барьеры и перейти к сдерживанию цен
Фото: Евгений Егоров/Фотобанк «Росконгресс» Академик РАН Сергей Глазьев представил стратегию по ускорению роста российского ВВП с сохранением ценовой стабильности. Он считает, что властям нужно перестроить макроэкономическую политику: отказаться от таргетирования инфляции в пользу вложений в рост производства, ввести торговые барьеры, перейти от свободного ценообразования к режиму ценовых пропорций, наиболее благоприятных для развития экономики.
Девять направлений перестройки
Рост ВВП России может ускориться до 8% в год, если власти поменяют подход к экономической политике, заявил академик Сергей Глазьев, выступая с гостевой лекцией в ВЭБ.РФ. Он предложил перестроить управление экономикой по девяти направлениям (согласно представленной презентации, имеющейся в распоряжении «Эксперта»):
денежно-кредитная политика; внешнеэкономическая политика; налогово-бюджетная политика; ценообразование; промышленная политика; институты развития; трудовые отношения; природопользование; государственное управление.
По каждому блоку Сергей Глазьев предлагает специальный комплекс изменений, все они ориентированы на рост инвестиций, в основном в инновационные продукты. Наиболее яркие из них: отказ от таргетирования инфляции в пользу вложений в рост производства при условии соблюдения компаниями антиинфляционных ограничений; введение импортных барьеров в привязке к добавленной стоимости товаров; трансформация налогообложения добычи сырья (НДПИ) в систему экспортных пошлин; переход от свободного ценообразования к режиму ценовых пропорций, наиболее благоприятных для развития экономики; вовлечение работников в управление предприятиями и создание народных предприятий. Ожидаемый от перестройки политики результат — модернизация и развитие экономики на основе внутренних источников кредитования инвестиций, творческой самореализации граждан.
В настоящее время мировая экономика находится в процессе смены технологических формаций и у России есть возможность сделать прорыв в экономике, напомнил Сергей Глазьев в ходе лекции: «Только создавая новые технологии, повышая эффективность экономики, расширяя выпуск продукции, мы обеспечим долгосрочную макроэкономическую стабильность. Для того чтобы реализовать стратегию опережающего развития, необходима другая система кредитования экономики — это целевое кредитование под рост капиталовложений и рост производства».
Пузыри под пирамидой
Сергей Глазьев убежден, что западная система управления экономикой рушится — «она такова, что 80% денег, которые создает печатный станок ФРС, идут не в производство, а в подпитку финансовых пирамид». Рост американского долга невозможно остановить, потому что он давно функционирует по принципу пирамиды, под которой формируются финансовые пузыри. Сегодняшняя капитализация американского финансового рынка превысила $60 трлн — это больше капитализации всех производственных предприятий мира. Капитализация рынка деривативов (фьючерсы и опционы) и вовсе оценивается в сумму до $2 квадриллионов.
Отвечая на вопрос «Эксперта», академик РАН отметил, что цикл крахов западных финансовых пузырей составляет семь-восемь лет и «через год-два мы увидим очередной кризис, но он не будет последним. Финансовые пузыри являются частью западной системы, по-другому она работать не может. Что бы ни предпринимал новый президент США, он не сможет вывести экономику США из-под обвала долларовой валютно-финансовой пирамиды».
Управление по-китайски
В России необходимо именно целевое кредитование, когда средства выделяются на финансирование капитальных вложений в перспективных направлениях экономики, полагает Сергей Глазьев: «Тогда деньги материализуются в прирост товаров, повышение эффективности производства, улучшение качества и в конечном итоге в увеличение предложения. В этом случае мы реально сможем получить импортозамещение, наращивать экспорт несырьевой продукции». Но цена кредита для перспективных предприятий должна быть не более 3% годовых.
Именно таким образом идет «управление деньгами» во всех странах мира, которые успешно развиваются. В качестве примера академик привел Китай, где кредиты приоритетным направлениям экономики можно получить под 0,2% годовых.
Во всех странах, которые совершали «экономические чудеса», центральные банки фактически выступали институтом развития, то есть давали кредиты не только по ключевой ставке, но и по низким ставкам на целевые нужды для развития производства. По такому же пути должна идти и Россия.
Аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов в беседе с «Экспертом» отметил особенность китайского подхода в том, что вся финансовая система рассматривается как инструмент экономического развития: «Не только институты развития, но и банки в целом призваны решать задачи, поставленные партией и правительством Китая. Показателен пример, когда на фоне пандемии коронавируса власти КНР призвали банковский сектор делиться прибылью с реальным сектором экономики за счет снижения стоимости кредитования. По итогам 2020 года китайские власти отчитались об уменьшении издержек кредитования для бизнеса на сумму 1,5 трлн юаней. Взамен банки получают поддержку от Народного банка Китая в виде широкого перечня инструментов рефинансирования. Таким образом, в рамках китайской системы Центральный банк, правительство и банки фактически действуют в одной связке, работая над выполнением приоритетных задач развития экономики».
С предложениями Сергея Глазьева в комментарии «Эксперту» выразил несогласие главный экономист Института экономики роста имени П.А. Столыпина Борис Копейкин: «Задачи развития обычно делегируются специализированным институтам. В рыночной экономике ценовые сигналы, а отнюдь не решения чиновников определяют наиболее эффективные направления вложений капиталов. В тех случаях, где требуется особое внимание государства, — например, из соображений национальной безопасности или технологической независимости, — необходима глубокая отраслевая экспертиза, которая в большинстве стран концентрируется в специализированных институтах развития. С точки же зрения динамики инвестиций и экономического роста лучшие механизмы — стабильный инвестиционный климат, защита прав собственников и доступное кредитование для всех участников экономической деятельности».