Участники рынка назвали причины роста стоимости перевозок
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт Тарифы на такси нынешней осенью стали самым быстрорастущими в категории товаров и услуг: они почти вдвое обогнали общий уровень инфляции. «Эксперт» выяснил у участников отрасли, что скачок цен вызван схождением в одной временной точке целого ряда неблагоприятных факторов и ждать, что рост цен на такси притормозит, в обозримом будущем не приходится.
Эконом по цене люкса
Стоимость машино-километра в сервисах такси (таких как «Яндекс») всегда определялась динамически: она зависит от времени суток, загруженности дорог и прочих факторов на минуту заказа. Эти факторы никуда не делись и сегодня, но они остаются как «обертоны» на растущей кривой базовых тарифов. Пассажиры, за долгие годы привыкшие к тому, что поездка на такси в финансовом смысле немногим дороже поездки на общественном транспорте на сравнимое расстояние, поставлены перед фактом: из доступной услуги она превратилась в роскошь.
За десять месяцев 2024 г. стоимость поездки на такси, по опубликованным в октябре данным сервиса «Чек индекс», выросла в среднем по России на 12% при общей инфляции в 8,6% за тот же период.
По данным Росстата, предоставленным «Эксперту», в пересчете на километр пути в среднем по РФ с августа 2023 г. по август 2024 г. цены выросли на 17%.
Особняком стоит Волгоград. В силу своей аномальной географии — около 90 км от въездного знака на севере до выездного на юге — минувшим летом стоимость поездки через город доходила до 1500 руб. (для сравнения: билет в плацкартный вагон из Волгограда до Москвы тогда же стоил всего на 1000 руб. дороже). Однако 7 ноября «Яндекс Такси» запросил за такой же длины поездку «всего» 1300 руб. То есть в волжском миллионнике роста цен в последние три месяца не произошло. Сегодня Волгоград находится на 9 месте по стоимости такси среди десяти городов-миллионников.
Ожидаемо самая высокая цена поездки на такси в ноябре 2024 г. остается в Москве (см. таблицу). Но, вопреки ожиданиям, вторую строчку в этой таблице занимает не второй по величине город РФ — Санкт-Петербург, а Омск. Северная столица оказалась только на 4-м месте. Из городов-миллионников самым доступным такси оказалось в Екатеринбурге.
«Эксперт» направил запросы о причинах роста цен в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, в ГБУ Мостранспроект, в сервис «Яндекс Такси», в мэрии Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Волгограда. На момент публикации этого материала ответов от них не получено.
Стоимость поездки на такси по городам РФ, ноябрь 2024 года
Такси не притормозит
Участники рынка, чиновники и аналитики в целом сходятся в прогнозе, что это далеко не предел. По некоторым оценкам, проезд до конца года может подорожать еще на 30% (так считает, например, председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова). На Восточном экономическом форуме в сентябре директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс Такси» Антон Петраков тоже предупреждал, что услуги такси могут подорожать «на десятки процентов».
Среди сошедшихся в одной временной точке факторов участники рынка называют разные проблемы, такие как нехватка водителей (что является следствием как ужесточения миграционной политики, о чем ранее сообщал «Эксперт», так и новых требований к перевозчикам); более быстрая изнашиваемость китайских автомобилей, которые занимают все большую долю парка; проблемы с поставками запчастей и их удорожание; рост цен на топливо. Сыграло роль и принятие в сентябре 2023 г. Закона о такси, ужесточившего правила оказания услуг извоза, а также введение обязательной страховки пассажиров ОСГОП.
Дольше, меньше, дороже
Нет никаких объективных причин, которые остановили бы рост цен на такси в обозримом будущем, предупреждает председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов: «Рост цен на проезд никак не повлиял на спрос: по сравнению с летними месяцами количество поездок не сокращается, а растет каждый месяц. С начала 2024 года цены на такси в Московской агломерации в пределах ЦКАД выросли не менее чем на 20%, а спрос — процентов на пять. Не надо верить более низким цифрам „Яндекса“ — там указан рост именно на базовый тариф для идеальных условий, которых на практике почти никогда не бывает», — сказал он «Эксперту».
По регионам темпы роста очень сильно отличаются: стоимость поездки жестко привязана к емкости рынка и плотности трафика, указывает Амосов: «В Московском регионе, в городах-миллионниках спрос стабильно превышает предложение: вы вряд ли столкнетесь с ситуацией, когда рядом с вашим местоположением вас будет ожидать сразу несколько свободных машин. А где-нибудь в небольшом городе такое вполне может быть. Стоимость поездки для пассажира вообще не зависит напрямую от стоимости поездки за километр, как ее высчитывает Росстат, — обратил он внимание. — Это верно только для дальнобойщиков. Таксист в Москве, пробиваясь через пробки в часы пик, за пять километров пробега сожжет больше бензина, чем потратит на десять километров его собрат в любом маленьком городе, который и пешком можно за полчаса из конца в конец пройти».
Ситуация на рынке такси с точки зрения «рентабельности» поездки для водителя примерно одинаковая по всей стране. По данным Амосова, таксист в Московском регионе может показать месячную выручку в 250–270 тыс. руб., а где-нибудь в сибирской глубинке — 50 тыс. Но у москвича и расходы будут больше — на аренду, ремонт, кредитные платежи, ОСАГО и т.д.
Цены будут расти еще не один год по той причине, что постоянно растущая стоимость автомобилей удлиняет сроки окупаемости их приобретения либо требует более высокой нормы прибыли при неизменных сроках, констатирует Амосов.
«Машина в такси редко когда служит более трех лет. Skoda Rapid — одна из популярных в такси моделей — в 2019 году стоила около 700 тыс. рублей. Сейчас же китайский автомобиль той же категории сложно найти дешевле двух миллионов», — отмечает он.
А городу все равно
Такси за последние десять лет стали заметной частью общего трафика в крупных городах, и может сложиться впечатление, что каждый пятый автомобиль — это такси, отметил директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко. На самом деле это иллюзия — влияние ситуации на рынке таксомоторов на общую транспортную ситуацию в городах невелико и падение спроса на перевозки вряд ли приведет к разгрузке дорог, сказал он «Эксперту».
По последним данным Дептранса Москвы, в Москве и Московской области задействовано около 200 тыс. легковых автомобилей такси. По сравнению с общим количеством в более чем 4 млн машин — это немного, констатирует Трофименко.
«Такси нигде не проходят отдельной категорией при планировании транспортной инфраструктуры или управлении дорожным движением. Они „утапливаются“ в общем потоке легкового автотранспорта», — говорит он.
Такси более-менее заметны в общем потоке только на выделенных полосах, продолжает Трофименко: «Но общая протяженность таких полос даже в Москве составляет единицы процентов от общей протяженности дорожной сети, поэтому опять же от снижения на них числа машин с шашечками водители автобусов и электробусов особого облегчения не ощутят. А в большинстве других городов про „выделенки“ даже не слышали».
Но кроме такси, есть еще каршеринг, который зависит от цен на перевозки, напомнил урбанист.
«Такси и каршеринг — „пограничные“ конкуренты, потому что второе — это, по сути, подмножество первого. Рост цен на такси не влияет напрямую на стоимость краткосрочной аренды автомобилей, но каршеринг тоже дорожает — по тем же причинам, по которым дорожает такси. Но так как в его тарифы не закладывается ряд факторов, критичных для таксистов, то для какой-то категории граждан он становится выгоднее, чем такси, хотя выигрыш составляет всего пару сотен рублей за поездку на то же расстояние», — говорит Трофименко.