Подробно о том, на какие характеристики стоит обратить внимание.
Изучите основные параметры
Мониторы отличаются друг от друга десятками различных характеристик. Рассказываем про самые важные.
Соотношение сторон
При соотношении 16:9 оптимальной для работы считается диагональ 24–27 дюймов. Для игр и фильмов — 27–32 дюйма. Если вы любите сидеть близко к монитору — на расстоянии менее 60 см, не гонитесь за большой диагональю, иначе глаза будут быстро уставать.
Мониторы с соотношением сторон 21:9 обычно имеют диагональ от 29 до 34 дюймов. При этом имейте в виду, что у ультраширокого экрана с диагональю 29 дюймов будет такая же высота, как у монитора с диагональю 24 дюйма с соотношением 16:9. Так что если вам нужен действительно эффектный монитор, выбирайте среди моделей с диагональю 34 дюйма.
Мониторы с разным соотношением сторон и диагональю:
- 27" монитор ViewSonic VX2781-2K-PRO-B с соотношением 16:9, от 31 777 рублей →
- 24" монитор Монитор Msi Modern MD2412PW с соотношением 16:9, от 18 687 рублей →
- 34" изогнутый монитор HUAWEI MateView GT с соотношением 21:9, от 40 818 рублей →
- 43.4" монитор Acer 43.4" Nitro XV431CPwmiiphx с соотношением 32:9, от 67 011 рублей →
Разрешение и PPI
От разрешения зависит уровень детализации картинки. Формат HD уже устарел, а ультимативный 8К пока ещё встречается редко. Обычным пользователям стоит выбирать между Full HD, 2K и 4К.
Более высокие показатели нужны для профессионального использования, они раскроются только при работе с соответствующим содержимым и наличии мощного компьютера. Учтите, что чем выше разрешение, тем больше нагрузка на видеокарту. При смене разрешения с FullHD на 4К FPS в играх упадёт вчетверо.
Какое разрешение монитора может быть:
- Full HD (1 920 x 1 080) — остаётся самым популярным выбором для мониторов с диагональю до 27 дюймов.
- QHD (2 560 x 1 440) — оптимально для мониторов с диагональю 27–34".
- 4K (3 840 x 2 160) — даст отличную детализацию на мониторах с диагональю до 43". Но к такому разрешению нужны соответствующие видеокарта и процессор.
- 5K (5 120 × 2 880) — разрешение дорогих профессиональных устройств. Маркировку 5К используют также для удлинённых мониторов, которые по чёткости не отличаются от 4К‑моделей.
- 6К (6 016 × 3 384) — разрешение мониторов Apple Pro Display XDR.
- 8К (7 680 × 4 320) — это разрешение поддерживают незначительное количество игровых и профессиональных мониторов. Используется в моделях с большой диагональю.
Для оценки чёткости дисплея применяется характеристика pixels per inch (PPI), или число точек на квадратный дюйм. Для современных моделей этот параметр варьируется от 70 до 300. Бюджетные устройства и мониторы среднего ценового сегмента могут предлагать 80–100 PPI. Этого достаточно для игр, просмотра фильмов и повседневных задач.
Для работы с графикой лучше выбирать устройства с показателем примерно от 120 PPI. На таком экране уже сложно различить пиксели с расстояния в 70–80 см. При наличии соответствующего бюджета для профессиональных визуальных задач стоит использовать дисплей с чёткостью 150–200 PPI.
Частота обновления экрана
Частота обновления экрана измеряется в герцах (Гц) и показывает, сколько раз в секунду обновляется картинка. Чем больше частота, тем плавнее движение объектов на экране.
Вот какие варианты актуальны:
- 60–75 Гц — самые распространённые показатели в большинстве мониторов. Такой частоты достаточно для выполнения всех повседневных задач: офисной работы, просмотра фильмов и сёрфинга в интернете.
- 100–120 Гц — диапазон, который часто встречается в ультрашироких устройствах. Подходит для просмотра фильмов и консольного гейминга.
- 120–144 Гц — частота обновления, которая считается минимально необходимой для комфортной игры в динамичных шутерах и прочих подобных проектах, где важна скорость реакции.
- 240 Гц и выше — уровень для профессиональных киберспортивных моделей. Но прежде чем покупать монитор на 200+ Гц, убедитесь, что ваш ПК обеспечивает такой или больший FPS в любимых играх. Иначе никакого смысла в высокой частоте обновления не будет.
Мониторы с разной частотой обновления:
- 100 Гц 24" Монитор Acer Vero RL242YEyiiv, от 8 871 рубля →
- 144 Гц 27" Монитор LG UltraGear 27GN600-B, от 19 980 рублей →
- 170 Гц 27" Монитор ViewSonic VX2781-2K-PRO-B, от 36 500 рублей →
- 360 Гц 24,5" Монитор Dell Alienware AW2523HF, от 69 890 рублей →
Разберитесь с технологией матрицы
Технология матрицы влияет на цветопередачу, углы обзора, контрастность и время отклика. На рынке есть несколько основных типов матриц, каждая из которых подходит для своих задач.
- VA матрицы — славятся высокой контрастностью (до 5 000:1) и глубокими чёрными цветами. Это отличный выбор для просмотра фильмов и игр, где важны насыщенные цвета и контраст. Но из-за невысокого угла обзора на больших экранах появляется эффект, называемый «Black Crush», — изображение в углах экрана выглядит блёклым.
- IPS матрицы — предлагают отличную цветопередачу. Это идеальный вариант для тех, кто занимается графикой, дизайном или любит фильмы с естественными цветами. Но контрастность у IPS ниже, чем у VA, — около 1 300:1. Кроме того, на тёмных изображениях для IPS характерны засветы углов и краёв экрана — это так называемый глоу-эффект.
- TN матрицы — самые быстрые, но по качеству изображения сильно уступают IPS и VA. Если вы киберспортсмен и готовы пожертвовать качеством картинки ради скорости, TN подойдёт — есть даже специальные геймерские модели на базе модификации такой матрицы. Во всех остальных случаях лучше выбирать среди других технологий.
- OLED-экраны — это не LCD-матрица с подсветкой, как предыдущие варианты, а совершенно другая технология, где каждый пиксель является отдельным светодиодом. Это даёт непревзойдённую контрастность (1 000 000:1 и даже выше) и идеальный чёрный цвет. Такие мониторы отлично подходят для фильмов и игр, но и стоят они намного дороже.
- QLED-экраны — наследник технологии LED. Единственная разница — в светофильтре. Раньше это была просто цветная плёнка. Но она не даёт чистый цвет — отсеивается только часть световых волн «неподходящей» длины. Теперь это слой квантовых точек (quantum dots), благодаря которым появилась буква Q в названии технологии. При попадании на них света они излучают световые волны определённой длины. В результате достигается цвет пикселя идеальной чистоты.
- QD-OLED экраны — это гибридная технология, сочетающая OLED и квантовые точки. Она улучшает яркость, цветопередачу и контрастность, устраняя некоторые недостатки обычных OLED-панелей. Это относительно новая и пока ещё очень дорогая технология.
Сегодня основная борьба идёт между VA- и IPS-матрицами. OLED — дороги, TN — сильно уступают по качеству картинки. Однако сам по себе тип матрицы сегодня не имеет определяющего значения. Оценивайте экран монитора «вживую», на реальных изображениях, а не по типу матрицы и фотографиям в Сети.
Мониторы с разными экранами:
- 24" Игровой монитор ZOWIE XL2411K TN, от 27 694 рублей →
- 24" Монитор SANC N50 Plus ll/M2442 IPS, от 12 506 рублей →
- 27" Монитор AOC 27G2SAE/BK VA, от 16 415 рублей →
- 27" Монитор Samsung S27DG600SI OLED от 75 823 рублей →
Подумайте, нужен ли вам изогнутый экран
Изогнутые мониторы создают эффект погружения, особенно на больших диагоналях. Они помогают лучше воспринимать контент в играх и фильмах, так как кривизна экрана больше соответствует естественному полю зрения человека.
Для ультрашироких мониторов изогнутая форма особенно актуальна, так как плоский экран таких размеров сложно охватить взглядом. Кроме того, на VA-матрицах такая конструкция позволяет частично или полностью избавиться от эффекта «Black Crush». Из-за изгиба угол, под которым лучи от края экрана идут к глазам пользователя, уменьшается. Благодаря этому изображение остаётся насыщенным, а не блекнет, как на плоском мониторе.
Однако если вы планируете работать с графикой, текстами или таблицами, изогнутый экран может быть неудобен — прямые линии будут казаться гнутыми.
Обратите внимание на дополнительные характеристики
Влияние этих параметров вы, возможно, сразу и не заметите. Но они могут проявиться в определённых условиях или при продолжительной работе за компьютером.
Поддержка HDR
Технология расширенного динамического диапазона HDR позволяет дисплеям детально отображать одновременно светлые и тёмные участки изображения, не теряя в контрастности и яркости. Стандарт включает несколько уровней:
- DisplayHDR 400 — начальный показатель с максимальной яркостью 400 нит на 8‑битной матрице. На этом уровне технология локальной подсветки может не применяться, поэтому эффект HDR не будет сильно заметен.
- DisplayHDR 600 — уровень с яркостью 600 нит, 10‑битной матрицей и локальной подсветкой.
- DisplayHDR 1 000 — показатель топовых профессиональных мониторов с максимальной яркостью 1 000 нит, 10‑битной матрицей и высокими требованиями к системе подсветки.
Имейте в виду, что настоящий HDR — это технология OLED. Даже самый продвинутый монитор с матрицей VA или IPS с сертификатом VESA DisplayHDR не даст такого эффекта, как OLED.
Яркость
Яркость — максимальный уровень белого, который может отобразить устройство. Показатель измеряется в кд/м² или нитах — эти значения эквивалентны. Для качественного воспроизведения HDR необходимо не менее 500 нит, а для профессиональной обработки HDR‑контента — от 1 000.
При выборе монитора вы можете встретить такие цифры:
- 200 нит — минимальный порог яркости бюджетных моделей. На таком мониторе будет некомфортно работать при интенсивном освещении.
- 250–350 нит — наиболее распространённый диапазон яркости современных мониторов. Такого уровня достаточно для закрытых помещений и выполнения большинства повседневных задач.
- 400–600 нит — показатель дисплеев с начальным уровнем отображения HDR.
- 1 000 нит и более используют в дорогих профессиональных мониторах для работы с HDR‑контентом.
Контрастность
От статической контрастности зависит насыщенность чёрного цвета. Чем выше этот показатель, тем лучше детализация изображения. Больше всего от низкой контрастности страдают тёмные сцены. У IPS-матриц этот показатель невысок, у VA выше. Но на первом месте — OLED с очень большим отрывом.
Производители VA- и IPS-матриц пытаются сократить разрыв с помощью динамической контрастности. Суть её в том, что светодиоды подсветки не горят все сразу. Они подсвечивают яркие участки сцены, а на тёмных — не включаются. Это позволяет достичь очень высоких значений контрастности, но она будет «не настоящая».
Даже в самых дорогих Mini-LED-подсветках количество светодиодов намного меньше, чем количество пикселей. Поэтому использование динамической контрастности приводит к появлению эффекта гало — светлые объекты на тёмном фоне обзаводятся светящимися ореолами, а тёмные объекты на светлом фоне бледнеют.
Тем не менее Mini-LED по показателям контрастности ближе всех подобралась к OLED, хотя и стоят намного дешевле OLED-мониторов со схожими характеристиками. Так что, если вам нужна высокая контрастность, обратите внимание на VA- и IPS-мониторы с подсветкой Mini-LED.
При выборе контрастности можно ориентироваться на такие соотношения:
- До 600 : 1 — минимальная контрастность, характерная для мониторов на TN‑матрице. Для работы с графикой не подходит.
- От 700 : 1 до 1 500 : 1 — обычная контрастность IPS‑матриц.
- От 2 500 : 1 до 4 000 : 1 — типичная контрастность VA‑матриц.
- 5 000 : 1 и более — высокий показатель, обычно доступный только в OLED‑дисплеях.
Подсветка матрицы
Тип подсветки важен для обеспечения динамической контрастности.
- Стандартная LED-подсветка создаёт светящиеся полосы вокруг светлых объектов.
- Direct LED (DLED) подсветка работает лучше, но эффект гало на таких мониторах при работе динамической контрастности очень заметен.
- Mini-LED-подсветка — на ней светодиодов больше, и они обеспечивают более качественную подсветку изображения. Гало-эффекты на ней наименее заметны.
Подсветка может влиять на утомляемость глаз. На недорогих моделях снижение её яркости осуществляется тем, что светодиоды начинают включаться и выключаться с высокой частотой. На первый взгляд это незаметно, но со временем приводит к усталости. Обращайте внимание на слова «Flicker Free» или «Flicker Safe» в описании монитора. Это означает, что мерцание светодиодов не будет утомлять глаза.
OLED- и QD-OLED-матрицы подсветки не требуют, потому что пиксели сами излучают свет.
Адаптивная синхронизация
Адаптивная синхронизация позволяет синхронизировать частоту кадров видеокарты с частотой обновления монитора. Эта система нужна для уменьшения задержек в передаче сигнала и устранения разрывов в изображении. Вот какие варианты могут быть:
- NVIDIA G-Sync — разработана для видеокарт NVIDIA. Она улучшает плавность картинки и снижает задержки в играх. Мониторы с G-Sync стоят дороже, но, если у вас видеокарта NVIDIA, это стоит того.
- AMD FreeSync — аналог G-Sync для видеокарт AMD. В отличие от G-Sync, эта технология бесплатная и доступна на большем количестве мониторов. Если у вас видеокарта AMD, FreeSync поможет улучшить плавность картинки.
Время отклика
Время отклика — это скорость, с которой пиксели меняют цвет. Чем меньше время отклика, тем меньше размытия при движении объектов на экране. Время отклика важно для игр, особенно динамичных шутеров.
- менее 1 мс — встречается в дорогих киберспортивных моделях.
- 1–2 мс — уровень хорошего игрового монитора.
- 4–8 мс — оптимальное время отклика, которое подходит для просмотра фильмов, работы и большинства игр.
- 10 мс и более — показатель для обычных повседневных задач, для игр этого точно будет мало.
Глубина цвета
Глубина цвета определяет, сколько цветов может отобразить монитор. Чем больше бит, тем больше оттенков. Но и тут есть хитрость — технология FRC (Frame Rate Control — «Контроль частоты обновления»). Если часто менять цвет пикселя с чёрного на белый, он будет казаться серым. Так к палитре из двух цветов — чёрного и белого добавляется ещё один — серый, которого изначально не было.
FRC работает точно так же — меняет цвет пикселя и монитор выдаёт новый цвет, которого в его палитре на самом деле нет. Минус технологии в том, что она снижает частоту обновления. Какие параметры глубины могут быть:
- 10 бит — мониторы с такой глубиной цвета отображают 1,07 миллиарда цветов, что делает их идеальными для работы с графикой и видео. Но это дорогая техника для профессионалов.
- 8 бит+FRC — более доступный вариант, где 8-битный монитор с помощью FRC иммитирует 10-битную глубину. Для глаз обычного пользователя разница будет незаметна.
- 8 бит — стандарт для современных мониторов. Подходит большинству пользователей.
- 6 бит + FRC — бюджетный вариант, который подходит для базовых задач, но не для точной работы с цветами.
Цветовой охват
Цветовой охват — это диапазон цветов, которые способен отобразить монитор. Чаще всего в характеристиках дисплеев встречаются аббревиатуры sRGB, Adobe RGB и DCI‑P3. Эти стандарты различаются по требованиям и области использования. sRGB — самый распространённый вариант, с которым работает большинство моделей.
Выбирая монитор, ориентируйтесь вот на что:
- Ниже 70% sRGB — слабая цветопередача, обычно свойственная TN‑матрицам.
- 90–95% sRGB — подходит для домашнего использования, но для профессиональной деятельности этого недостаточно.
- 100% sRGB — уровень для дизайна и работы с фотографиями.
- Adobe RGB — широкое цветовое пространство. Обычно оно применяется для работы с печатной продукцией. Мониторы для полиграфии могут отображать до 99,5% Adobe RGB.
- DCI‑P3 — стандарт для проекторов в цифровых кинотеатрах, адаптированный также для мониторов. У него широкий цветовой охват: 130% sRGB и 45,5% всего видимого человеческим глазом спектра. Это цветовое пространство часто используется в экранах Apple.
Разъёмы
Монитор должен иметь как минимум HDMI и DisplayPort для подключения к ПК и другим устройствам. Имейте в виду, что NVIDIA G-Sync будет работать только через DisplayPort. Остальные разъёмы — по желанию.
Перспективен разъём Thunderbolt — он позволяет последовательно подключить аж шесть мониторов. VGA и DVI устарели — если вы не собираетесь подключать к монитору старую технику, на эти разъёмы можно не смотреть.
Что выбрать:
- 24.5" Монитор Philips 25M2N3200W, sRGB 120%, Adobe RGB 90% от 18 123 рублей →
- 27" Монитор LG UltraFine 27UL500-W HDR10, sRGB 98%, от 24 747 рублей →
- 27" Монитор LG 27GP850-B IPS WQ DisplayHDR 400, sRGB 135%, Adobe RGB 96%, от 30 251 рубля →
- 43" Монитор Gigabyte Aorus FV43U DisplayHDR 1000, sRGB 150%, Adobe RGB 99%, от 80 320 рублей →
Определитесь, для чего вам нужен монитор
Вооружившись полученными знаниями, можно приступить к выбору монитора для каждого конкретного случая.
Для офиса
Для приятного игрового процесса лучше всего подойдёт IPS или изогнутый VA-монитор с частотой обновления от 144 Гц и поддержкой HDR. Диагональ выбирайте в зависимости от личных предпочтений, но лучше от 27 дюймов.
Если хотите полного погружения и готовы потратиться, то изогнутый OLED с диагональю 34 дюйма и выше обеспечит тот самый вау-эффект.
- 31.5" Монитор LG 32GN650-B 31.5", от 38 688 рублей →
- 31.5" Монитор ASRock Phantom Gaming PG32QF2B, от 44 254 рублей →
- 34" Монитор Samsung Odyssey G8, от 100 283 рублей →
Для дома, чтобы смотреть кино, играть и работать
Для графики и работы с цветом выбирайте IPS- или OLED-мониторы с глубиной цвета 10 бит и диагональю от 27". Разрешение лучше брать от 4K, чтобы добиться максимальной детализации изображения. Если вы работаете с полиграфией, выбирайте среди моделей с расширенным цветовым охватом.
- 32" Монитор Samsung S32B800PXI, от 50 039 рублей →
- 28" Монитор HUAWEI MateView, от 91 711 рублей →
- 32" Монитор MSI Summit MS321UP, от 73 315 рублей →
Этот материал впервые был опубликован в марте 2019 года. В ноябре 2024-го мы обновили текст.