18.10.2024

Коммуникация с клиентами и творческий контроль

Если вы работали напрямую с клиентом, то, вероятно, не раз он подходил к вам и говорил что-то вроде: «Я точно знаю, какой дизайн мне нужен, и вот как я хочу, чтобы вы его сделали…»

Это может показаться замечательным на первый взгляд, потому что вы чувствуете, что у вас есть четкое представление о том, что хочет клиент, и вы, вероятно, могли бы создать что-то, что удовлетворяет его потребностям быстро и эффективно. Вы чувствуете, что вы могли бы практически сразу приступить к проектированию или разработке сайта, не создавая макеты или даже не встречаясь лично, чтобы обсудить их.

Не позволяйте себе стать жертвой такого мышления, по крайней мере, не обдумав предварительно все варианты.

Если вы ответите «да» на это предложение, вы, скорее всего, пойдете по одному из двух путей.

Сценарий первый: в итоге все оказывается не проще. Это очень обременительно, и вы не получаете удовольствия от процесса или конечного продукта, потому что вы не вложились в него.

Сценарий второй: вы проектируете и создаете сайт именно так, как хочет ваш клиент, и попадаете в цель. Вы делаете его уникальным. Клиент доволен. Вы не особенно в восторге от дизайна, но вы можете с ним жить. Все кажется замечательным. Через неделю ваш клиент приходит к вам и говорит: «Я хотел бы добавить немного рекламы и анимированных фотографий моей машины на домашнюю страницу». Вы знаете, что это будет самоубийством дизайна для сайта, но на этом этапе трудно сказать «нет», потому что до сих пор вы делали именно то, что просил клиент. Поэтому вы нехотя добавляете контент, как просили. Через две недели клиент обнаруживает, что сайт не достигает желаемых результатов, и это неизбежно отражается на вас, дизайнере, независимо от того, виноваты ли вы в недостатках дизайна или нет.

Это всего лишь два из множества возможных сценариев, но они встречаются на удивление часто.

Стоит потратить время на более прямое общение с клиентами, даже если у вас есть разногласия по поводу дизайна. Вы можете подумать: «Я просто сделаю этот сайт таким образом. Я смогу проявить больше креативности в других проектах». Проблема в том, что когда все становится занятым и у нас мало времени, мы по умолчанию выбираем легкий способ делать вещи. Мы придерживаемся путей и привычек, которые создали для себя, будь то хорошие или плохие.

Раньше я думал, что хорошая коммуникация — это вспомогательный механизм, не имеющий решающего значения для процесса. Мне было трудно увидеть в этом реальную и измеримую цель. Мне также гораздо больше нравился процесс дизайна. Дизайн — это то, с чем можно увидеть немедленные результаты.

Теперь я считаю, что навыки общения бесценны. Преимущества четкой коммуникации с клиентом чаще всего перевешивают преимущества быстрого выполнения проекта.

Знания и понимание клиента о проекте слишком ценны, чтобы их упускать. Так же, как вы являетесь экспертом в своей области, они являются экспертами в своей, поэтому контент, которым они с вами делятся, скорее всего, подкреплен многолетним опытом в этой области. Если вы решите не воспользоваться этим ресурсом и получить все свои исследования из Интернета, вы упустите многое. Это было бы похоже на то, как актер учится на врача, но на самом деле никогда не изучал медицинского специалиста. Лучший способ понять давление, с которым сталкиваются врачи, — поговорить с тем, кто его испытал. Эти нематериальные активы — чувства, опыт и чистые эмоции — это то, что действительно может зажечь отличные концепции или напрямую подпитать дизайн. Эмоции вашего клиента по отношению к своей компании часто являются теми же эмоциями, которые он хочет, чтобы другие испытывали при посещении его сайта. Если вы сможете это уловить, это может иметь большое значение для руководства процессом.

При плохой коммуникации вы можете получить дизайн, который выглядит великолепно, но не достигает целей клиента.

Возможно, вы действительно точно знаете, чего хочет клиент, и это здорово, но укрепленные отношения, доверие и уважение — это лишь некоторые из результатов, которые вы получите от личной встречи. Четкое и методичное общение с самого начала уменьшит конфликт и поможет клиенту понять, почему сохранение творческого контроля важно для вас, дизайнера. Более того, вы обычно помогаете им воодушевиться процессом и даете им почувствовать, что они в него вовлечены. Клиенты, которые чувствуют это, с большей вероятностью станут постоянными клиентами и порекомендуют вашу работу другим.

Как креативщик, ваша задача — найти альтернативные решения основной проблемы вашего клиента. Возможно, они просят яркую рекламу, которая будет в центре страницы. Вы должны услышать от них: «Мне нужна заметная реклама, которая выделяется каким-то образом». Умение точно определить интересы клиента имеет решающее значение.

Вы можете подумать, что клиент не хочет руководить творческим процессом, потому что он сдержан и дает мало отзывов, когда на самом деле у него много мнений о том, чего он хочет, — ему нужно немного попрактиковаться в их выражении. Ваша задача — обнаружить это и выяснить, где он находится. Не думайте, что у него нет мнений, потому что он не спешит их выражать. Вы рискуете подавить тихого клиента, и он не почувствует, что его слышат. С другой стороны, откровенный клиент может обдумывать свои мысли по мере их высказывания, поэтому не будьте слишком строги, если он разделяет негативные взгляды. Он может все еще решать, что он чувствует, и ему может потребоваться время, чтобы подумать об этом. Если вы ошибетесь в сторону чрезмерной коммуникации, это оставит меньше места для обеих сторон для ложных предположений относительно любого данного аспекта.

Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что, когда я пренебрегал коммуникацией, я говорил больше, чем осознавал. Например, когда клиент спрашивает, что вы думаете о том, чтобы сделать сайт мобильным, и вы отвечаете: «Конечно». Вы можете послать сообщение о том, что мобильный сайт не является для вас приоритетом, хотя на самом деле вы имели в виду: «Конечно, я всегда делаю свои сайты мобильными; я думаю, это хорошее решение!»

Иногда мы пропускаем детали. Это нормально время от времени. Вы же человек, в конце концов. Важно попытаться поддерживать уровень интереса, который будет передавать заботу и профессионализм в данной области. Если вы покажете, что вы вкладываетесь в то, что волнует клиента, клиент почувствует, что вы вкладываетесь в вас.

Как веб-дизайнер, я склонен быть немного интровертом, и мне часто хочется сразу погрузиться в работу над проектом, а не встречаться с клиентом лично и начинать исследование. Я стараюсь бороться с этой склонностью, насколько это возможно. Часто случается так, что мое видение проекта полностью меняется после встречи с клиентом. Это хорошо. Вы хотите, чтобы влияние, мнение и обратная связь вашего клиента были как можно более значимыми. Это их проект в той же степени, что и ваш, если не в большей. Поэтому, чем больше они чувствуют себя вовлеченными в процесс, тем лучше. Однако это не означает, что вы должны жертвовать последним словом в творческих решениях.

Если у вас возникли конфликты по поводу дизайна с вашим клиентом, и вы не хотите потерять клиента, но и не хотите потерять контроль, помните, что нужно сосредоточиться на крупных проблемах и отвлечься на мелкие. Будьте готовы немного уступить в более мелких проблемах и, возможно, не так сильно в более существенных проблемах. Никогда не спешите говорить «нет» на просьбу. Если инстинктивно на просьбу вы отвечаете: «Нет, черт возьми», замедлите свой мыслительный процесс и скажите что-то вроде: «Позвольте мне это изучить» или «У меня есть еще несколько идей о том, что мы могли бы здесь сделать».

Как правило, чем больше вы помогаете клиенту пройти творческий процесс и чем лучше вы общаетесь, тем больше вероятность, что он будет уважать то, что вы делаете, и почему вы это делаете.